MUSIQI PEDAQOQIKASINA YENI YANAŞMA
Y.B. Əliyev
 

Reüenziruemoe posobie predstavləet soboy udavşuösə popıtku sistemno proanalizirovatğ takoe soüialğno-pedaqoqiçeskoe əvlenie kak muzıkalğnaə pedaqoqika.

       Vopros soverşenstvovaniə professionalğnoy podqotovki muzıkanta-ispolnitelə i muzıkanta-pedaqoqa priobrel v poslednie desətiletiə osobo ostrıy xarakter, no veduhie faktorı, sposobstvuöhie uspeşnosti uçebnıx rezulğtatov sredi kotorıx na pervom meste stoət posobiə dlə studentov i uçahixsə, razrabotanı daleko ne dostatoçno. Vot poçemu avtor, sozdavaə uçebnoe posobie po malorazrabotannoy probleme obespeçeniə orqanizaüionnıx i pedaqoqiçeskix usloviy obuçeniə v myzıkalğnom vuze, uce samim vıborom napravleniə temı vıstupaet v rusle sovremennıx poiskov soverşenstvovaniə professionalğnoy podqotovki muzıkanta-ispolnitelə i prepodavatelə.

       V rabote proslecivaetsə proüess muzıkalğno-ispolnitelğskoy podqotovki studentov i uçahixsə muzıkalğno-pedaqoqiçeskix zavedeniy s netradiüionnıx dlə obuçeniə v muzıkalğnom vuze didaktiçeskix poziüiy. Gto, kak pokazıvaet avtor, obuslovlivaet gffektivnostğ uçebno-ispolnitelğskix rezulğtatov.

       V optimistiçeskoy napravlennosti uçebnoqo posobiə, sozdannoqo T.Kenqerlinskoy, v kotorom ubeditelğno dokazıvaetsə vozmocnostğ oporı na uçebnoe posobie dlə suhestvennoy aktivizaüii proüessa muzıkalğnoqo obuçeniə, v vıdelenii iz vsey sovokupnosti voprosov i problem, naibolee cquçix i aktualğnıx dlə deətelğnosti muzıkalğno-uçebnıx zavedeniy vo vsem gtom nam viditsə aktualğnostğ sozdannoqo truda, eqo svəzğ s qosudarstvennımi proqrammami obuçeniə v muzıkalğno-pedaqoqiçeskix zavedeniəx.

        V professionalğnıx kruqax ponətie «muzıkalğnaə pedaqoqika» ispolğzuetsə povsemestno. Odnako eqo traktovka interpretiruetsə po-raznomu, v zavisimosti ot pristrastiy i ponimaniə termina uçenımi-muzıkantami. Thatelğno proanalizirovav imeöhuösə literaturu avtor posobiə vpervıe v nauçno-pedaqoqiçeskoy praktike privodit naibolee polnuö i ne ostavləöhuö voprosov traktovku gtoqo bazalğnoqo dlə muzıkalğnoy teorii i praktiki ponətiə, çto otraceno na straniüax 35-53.

       Vıəviv i predstaviv osnovnıe definiüii, svəzannıe s muzıkalğnoy pedaqoqikoy T.Kenqerlinskaə na gtoy osnove vıəvləet naibolee znaçimıe napravleniə teorii muzıkalğnoqo obuçeniə, razvitiə i obrazovaniə. Tak eö s dostatoçnoy polnotoy rassmotrenı takie çastno-didaktiçeskie ponətiə kak «Kateqorii muzıkalğnoy pedaqoqiki», «Suhnostğ muzıkalğnoy deətelğnosti», «Didaktika muzıkalğnoqo obrazovaniə», «Pedaqoqiçeskoe vzaimodeystvie v xode muzıkalğnoqo obuçeniə». Əvləəsğ po forme uçebnım posobiem rassmatrivaemaə publikaüiə v svoey metodoloqiçeskoy osnove v znaçitelğnoy stepeni vıxodit za ramki uçebnika. Avtoru udalosğ prosto i dostupno raskrıtğ qlubinnıe plastı pedaqoqiçeskoy nauki, neposredstvenno svəzannıe s priobheniem k muzıkalğno-ispolnitelğskomu iskusstvu, k muzıkalğnomu iskusstvu v üelom.

       Şiroko ispolğzuə opıt azerbaydcanskix pedaqoqov-muzıkantov, opiraəsğ na mnoqoletnie pedaqoqiçeskie tradiüii, imeöhiesə v Azerbaydcanskoy Respublike, avtor na gtoy osnove sozdaet nauçnuö konüepüiö muzıkalğnoqo vospitaniə i obrazovaniə v ravnoy stepeni aktualğnuö dlə löboy iz üivilizovannıx stran Evropı i Azii. Gto nesomnennaə udaça avtora, sumevşeqo rasşiritğ pedaqoqiçeskiy muzıkalğnıy opıt lokalğnoqo reqiona do obheçeloveçeskoqo; obheüivilizaüionnoqo urovnə.

       Vacno otmetitğ, çto avtor rassmatrivaet muzıkalğnuö pedaqoqiku v kontekste obhepedaqoqiçeskix vozzreniy. Na gto sleduet ukazatğ osobo, tak kak do posledneqo vremeni predstaviteli nauki, svəzannoy s muzıkalğnım obuçeniem osobo podçerkivali «samostğ» svoeqo napravleniə, otqoracivalisğ ot obhepedaqoqiçeskix tradiüiy. Naibolee ərkim predstavitelem podobnoqo otnoşeniə əvləlsə dlə bıvşeqo SSSR sozdatelğ proqrammı po muzıke dlə obheobrazovatelğnıx şkol kompozitor i pedaqoq D.B.Kabalevskiy. Tak, vo vstupitelğnoy statğe k svoey proqramme on pisal: «Ə ubecden v tom, çto popıtki sozdatğ novıe proqrammı, novıe metodiçeskie razrabotki, novıe posobiə po muzıke ne privodət k celaemım rezulğtatam precde vseqo potomu, çto opiraötsə gti popıtki na tradiüionnıe prinüipı i ne vıxodət iz kruqa pedaqoqiçeskix predstavleniy».(Sm. «Osnovnıe prinüipı i metodı proqrammı po muzıke» M.Prosvehenie, str.5).














Copyright by Musigi dyniasi magazine
(99412)98-43-70