МУСИГИШЦНАСЛЫГЫН АКТУАЛ ПРОБЛЕМЛЯРИ
ЭССЕ О ТРИАДИЧНОСТИ В МУЗЫКЕ: В ПАМЯТЬ Е.В.НАЗАЙКИНСКОГО
Вячеслав МЕДУШЕВСКИЙ
УРОКИ Е.В.НАЗАЙКИНСКОГО
Александр СОКОЛОВ
ПАМЯТИ ТОВАРИЩА, ДРУГА
Юрий РАГС
С. С. СКРЕБКОВ И Е. В. НАЗАЙКИНСКИЙ
Марина СКРЕБКОВА-ФИЛАТОВА
УЧЕНЫЙ И ЧЕЛОВЕК
Мария РАСПУТИНА
ЖИВОЕ
Татьяна ЧЕРНОВА
Е.В.НАЗАЙКИНСКИЙ – ИСПОЛНИТЕЛЯМ
Виктор МЕРЖАНОВ
Е.В.НАЗАЙКИНСКИЙ — ВОСТОКОВЕД
Виолетта ЮНУСОВА
|
|
Меня с Евгением Владимировичем связывала многолетнее знакомство, даже можно сказать дружба. Мы учились приблизительно в одно и то же время. Он был одним из лучших, если не самым лучшим, учеником профессора С.С.Скребкова. Е.В.Назайкинский создал своё собственное отношение ко всему тому, что происходит в сфере музыкального искусства. Об этом говорят его замечательные книги «Психология музыкального восприятия», «Логика музыкальной композиции». Особенностью его работ было то, что они выходили далеко за рамки узкой музыковедческой специализации: он привлекал научные теории из области психологии, лингвистики, философии.
Особенно его интересовало всё, что связано с речью. Для русского музыкального искусства вообще характерен этот тесный контакт с человеческой речью.
Скажу несколько слов о том, как помогают труды Е.В.Назайкинского нам – исполнителям. Я работаю больше 60 лет со студентами, и они, как это ни странно, в большинстве своём плохо разбираются в тех понятиях и специфических терминах, которыми насыщены ноты. Иной раз не обращают даже внимания на авторские ремарки. В своих работах, посвящённых музыкальной терминологии : Евгений Владимирович как раз подчёркивает значительность этих понятий1.
Е.В.Назайкинский уделял очень много внимания творчеству основоположника музыкального искусства - И.С.Баху. У него есть такая статья, которая называется «Принцип единовременного контраста», которая помещена в сборнике, посвящённому искусству Баха2. Я всегда советую ознакомиться с ней пианистам. Искусство Баха Евгений Владимирович воспринимал как живое, современное. Это правильно направляет студентов. Это как раз сейчас очень необходимо, потому что я очень часто сталкиваюсь с немножко формальным отношением к Баху. Объясняют эти исполнители свою позицию тем, что Бах слов таких не писал, как сейчас пишут (имеется ввиду терминология). Эти люди забывают, что во времена Баха царствовала такая наука, которая называется риторикой - наука о красноречии. Не будет большим преувеличением сказать, что риторика играла в эпоху барокко роль смыслового кода, заложенного в основу музыкального интонирования. Общеизвестно, что Баха называли великим ритором. Бах славился своими импровизациями на органе в кирхе св. Фомы в Германии, они были насыщены очень сильным чувством, глубочайшей мыслью философского характера. Причём всё одухотворено было верой в высшие силы - это делало музыку Баха чрезвычайно содержательной. И играть Баха без всяких оттенков, ориентируясь только на то, что написано в тексте – глубоко неверно.
Евгений Владимирович был многогранным музыкантом. Он прекрасно играл на рояле - как настоящий пианист. Поэтому его иллюстрации на рояле были просто профессиональными. Я не в курсе – у кого он учился, но понятно, что он посвятил совершенствованию своего фортепианного мастерства не один год жизни.
Хотелось бы подчеркнуть чисто человеческие качества Е.В. Назайкинского. Со студентами его связывали не только деловые отношения, какие складываются между учителем и учениками, а часто - просто дружба. Многие (и студенты, и коллеги) со всеми своими проблемами надеждами обращались к Евгению Владимировичу, и он никогда не отказывал в помощи, если мог что-то сделать. Он никогда не отказывал и в очень хорошем, мудром совете. Доброжелательность была свойством его натуры. Доброта и высочайший профессионализм Евгения Владимировича привлекала к нему людей. На его лекциях бывали не только студенты теоретического факультета кафедры, которой он руководил, но и пианисты, скрипачи, и даже студенты других учебных заведений.
Я был с ним в Японии несколько раз – Евгений Владимирович читал лекции, которые пользовались там огромным успехом. Они помогли японцам лучше понять русскую музыкальную культуру, которая, как известно, обладает неповторимыми, даже уникальными свойствами. Они пригласили его ещё на один год, но случилось непоправимое несчастье. И мы лишились самого музыковеда. Выпускников (а в дальнейшем и профессоров) московской консерватории
Уход из жизни такого искреннего, большого человека – это очень большая потеря. Что греха таить: сейчас мы часто сталкиваемся с такими явлениями, когда люди в своих намерениях руководствуются какой-то личной выгодой и т.д. Даже не стоит называть кого-то конкретно. Их очень много сейчас. И такая экономическая настройка делает людей излишне прагматичными. Это меня сейчас очень тревожит, это может кончиться потерей духовности, а в искусстве духовность – главное. Ведь музыка без слов столько говорит, сколько не в состоянии передать человеческая речь. Для меня это личная потеря большого значительного друга, советчика.
1. Назайкинский Е.В. Термины, понятия, метафоры. "Советская музыка", 1984 , №10.
Назайкинский Е.В. Понятия и термины в теории музыки // Методологические проблемы музыкознания. М., 1987;
Назайкинский Е.В. Еще раз о музыковедческих терминах и понятиях // Музыковедение началу века: прошлое и настоящее / . РАМ им . Гнесиных. М., 2002.
2.Принцип единовременного контраста // Русская книга о Бахе. М., 1985.
|