МУСИГИ ТЯЩСИЛИ ВЯ МААРИФЧИЛИЙИ
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА
Гуляра АЛЬПЕИСОВА
Search

МУСИГИ ТЯЩСИЛИ ВЯ МААРИФЧИЛИЙИ
МАЖОРО-МИНОРНЫЕ ЛАДОВЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ЛАДОВ
Имина АЛИЕВА
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА
Гуляра АЛЬПЕИСОВА
ПЕДАГОЭИКА ВЯ ИФАЧЫЛЫГ СЯНЯТИ
Ряна ХЕЙРУЛЛАЙЕВА
ДИРИЪОРЛУГ ТЯЖРЦБЯСИНДЯ ЦЗЕЙИР ЩАЖЫБЯЙЛИНИН “КОРОЬЛУ” УВЕРТЦРАСЫНЫН ТЯФСИРИНЯ ДАИР
Азад ЯЛИЙЕВ

 


В культуре каждой страны весьма важное место занимают вопросы подготовки профессиональных музыкантов, на которые влияет уровень развития музыкальной жизни.

        Существующая система профессионального музыкального образования музыкантов-исполнителей, созданная в Казахстане в 30-40-х годах прошлого века, была целиком и полностью калькирована с системы, сложившейся на рубеже 18-19 веков в Европе и позже в России. Необратимые изменения во всей музыкальной жизни Казахстана, и, в первую очередь, в жизни самих казахов связаны с Октябрьской революцией и установлением Советской власти. В течение нескольких десятилетий произошло становление письменной профессиональной казахской музыки европейского типа и создание европеизированной системы музыкального образования.

        О введении музыкального образования европейского типа на территорию Казахстана можно, конечно, говорить в связи с проникновением в Степь царской России и созданием целой сети военных укреплений. Высшие гражданские и военные сановники, а, возможно, и некоторые зажиточные жители этих крепостей, заботились, как-то о музыкальном развитии своих детей и других членов семьи. Но есть достаточно оснований предполагать, что это было эпизодическим явлением и не породило заметных изменений в музыкальном искусстве казахов.

        Обучение естественнонаучным дисциплинам и техническим профессиям на основе европейского научного и образовательного опыта оправдано, поскольку физические законы природы едины для всего материального мира и их изучение строится по законам единой логической системы. В обучении профессиям искусства – такой подход не совсем корректен. Ведь искусство отражает менталитет народа, особенности его мышления, психологии, трудовой практики и жизненного опыта. Именно неповторимость индивидуального облика каждого народа земли создало многокрасочную палитру искусства человечества.

        Сложившая система профессионального музыкального искусства в Казахстане соответствовала целям обучения музыкантов, играющих на европейских музыкальных инструментах. Тем более, что и музыкально-теоретические курсы были направлены на освоение закономерностей европейского искусства. Постепенно в политической атмосфере 40-х – начала 80-х годов 20 столетия профессиональное европейское музыкальное образование стало считаться одним из достижений нации, ступившей на путь социализма. Это исключило возможность не только критики, но и малейших изменений этой системы.

        С распадом СССР на всем постсоветском пространстве развернулась работа по адаптации всесоюзной системы художественного образования к национальным особенностям страны. В Казахстане развернулась работа по изучению и внедрению в образовательный процесс основ национального искусства. В ряде государственных документов, например, в Концепции этнокультурного образования в РК (1996 год), было указано направление этнокультурного образования «на сохранение этнокультурной идентичности личности путём приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры» 1. Во многих учебных заведениях начался процесс наполнения содержания дисциплин этноментальным характером, так появились курсы этнопедагогики, этнопсихологии, выделилась самостоятельная область - музыкальная этнопедагогика.

        Глубокое научное изучение традиционной музыки позволило открыть системные основания музыкального мышления казахов. Это важное открытие продвинуло не только отечественную музыкальную науку, но и практику музыкального обучения. В музыкальных вузах республики стали исследоваться особенности национального музыкального мышления и построения музыкально-теоретических дисциплин, прежде всего сольфеджио, с учетом национального опыта.

        Как известно, к области сольфеджио относятся проблемы воспитания профессионального музыкального слуха, методы развития которого сложились в практике обучения хоровому пению. В России, задолго до появления сольфеджио как самостоятельной дисциплины в учебных планах первых русских консерваторий, вопросы развития слуха были тесно связаны с обучением пению русских певчих. Неотъемлемой частью певческого образования было обучение попевкам, мелодика которых запоминалась учениками с голоса учителя. На материале песнопений, видимо, строилось и обучение многоголосному пению. Обучение пению происходило в основном практическим путем, а также при помощи иностранных руководств, что привело к интенсивному процессу освоения европейской музыкальной теории в педагогической практике в 18 веке. В этот период встречаются первые упоминания об обучении сольфеджио, которое постепенно дополнялось сведениями из известных европейских музыкальных руководств или непосредственно от европейских музыкантов. На основе французских и итальянских пособий к середине 19 века были созданы российские руководства, при помощи которых обучались певцы в различных учебных заведениях Санкт-Петербурга и, возможно, других городов России.

        Фундаментальные музыкальные традиции двух ведущих русских школ - Петербургской и Московской, заложенные еще в 19 веке легли в основу советской системы музыкального образования. В современную эпоху эти традиции «перешли из разряда академических в оплот академизма».

        Новые методики, связанные с осознанием и освоением национальных музыкальных традиций, с трудом принимаются в музыкальной педагогике. Можно, к сожалению, констатировать и недостаточную осведомленность профессиональных музыкантов в этой области. Вопросы и недоумения вызывают новое содержание ряда дисциплин с терминологической приставкой этно-. Причины сдержанного отношения преподавателей к музыкальным этно- курсам кроются на разных уровнях. Это и отмеченный выше академизм высшего музыкального образования, с трудом принимающий новации, и мотивы психологического характера (для многих педагогов-музыкантов проще работать по раннее отработанным приемам и методам).

        Современное состояние национальной музыкальной культуры требует определенной корректировки в подготовке музыкантов-профессионалов. Это, прежде всего, касается проблемы незнания языка казахской музыки, о чем не раз говорилось на конференциях, публиковалось в печати. Остро и своевременно вопросы сохранения и дальнейшего развития казахского музыкального языка звучат в работах Г.Бегалиновой и А.Мухамбетовой2.

        Весь цикл музыкально-теоретических дисциплин (ЭТМ, гармония, сольфеджио, АМП, полифония) направлены на приобретение практических знаний по европейской и русской классике и ставит задачи развития слуховых представлений, необходимых для восприятия как отдельных элементов музыкальной речи, так произведений различных стилей и жанров западно-европейской музыки. Один лишь курс истории казахской музыки (музыкальная этнография преподается не на всех специальностях) дает лишь знания по казахскому музыкальному фольклору и формирует представления о казахской музыки 19-20 веков. Эти дисциплины не ставят целью освоения казахского музыкального языка в совокупности составляющих его компонентов (визуальных, пространственно-временных, музыкальных), опознавания выразительной и смысловой роли его музыкальных средств, знания жанровой и языковой специфику современного музыкального творчества, ориентирования в современных направлениях популярной музыки.

        Добиться этого можно через введение элементов этномузыки в практику преподавания традиционных дисциплин (циклы музыкально-теоретических, музыкально-исторических, исполнительских и прочих дисциплин) и адаптации этих элементов к специфике конкретной музыкальной специальности (музыковеды, исполнители-инструменталисты, вокалисты, дирижеры и т.д.).

        Казалось бы, пришло понимание бесспорной ценности традиционной музыки, ее самобытности и эстетики. На образовательном уровне была начата разработка системы целенаправленного формирования и развития слуха-мышления на казахском музыкальном материале. Музыковед и домбрист Б.Аманов реализовал идею сохранения ценностных качеств казахского традиционного музыкального обучения в разработанном им курсе домбровое сольфеджио. Его основная идея - применение форм устного обучения в рамках письменной культуры, получила дальнейшее развитие в исследованиях ряда ведущих казахстанских музыковедов (А.Мухамбетова, Г. Омарова, С. Райымбергенова, С.Утегалиева, Г.Альпеисова, А.Байбек).

        Создание курса домбрового сольфеджио ознаменовало собой совершенно новую ступень во взглядах на казахскую музыкальную культуру. На этом этапе ценность казахской музыки понимается не как некое утверждение, требующее доказательства, а как данность, как ее неотъемлемое свойство, присущее ей изначально.

        Сегодня, дисциплина этносольфеджио (называемая ранее домбровое сольфеджио), дает знания основ традиционной музыкальной культуры и воспитывает музыкальный слух на материале казахской музыки. «Этносольфеджио на материале казахской традиционной музыки – это дисциплина, формирующая совокупность музыкальных знаний, умений, навыков, на основе которых функционирует казахский музыкальный язык в фольклоре, самодеятельном и профессиональном творчестве… Цель курса этносольфеджио – практическое освоение казахского музыкального языка в опоре на осознание системы его логико-структурных закономерностей». 3 Эта дисциплина присутствовала (в ГОСО РК специальности 050404 традиционное музыкальное искусство (бакалавриат) - 3.08.286-2006 ее нет) в обучении музыкантов-исполнителей традиционной музыки. Она давала необходимый для исполнителей комплекс специфических музыкально-психологических умений (музыкальный слух, память) на основе казахской традиционной музыки. Формирование и развитие способности тонко и детализировано оценивать слухом различные стороны традиционного музыкального текста - определяет весь комплекс практических упражнений в этносольфеджио.

        Необходимость создания специальных курсов по воспитанию традиционного музыкального слуха в образовательном процессе на всех уровнях и специальностях является главной задачей сегодняшнего дня. Освоение художественных закономерностей казахской традиционной музыки должно идти через адекватную творческую деятельность. В этом плане именно этносольфеджио способно использовать специфические подходы, которые помогут организовать процесс музыкально-слуховой подготовки на основе казахского народного музыкального искусства и найти пути освоения присущих ей особенностей и закономерностей музыкального языка. Таким образом, продуманная система воспитания музыкального слуха на всех образовательных уровнях должна приобщать подрастающее поколение к пониманию и восприятию богатейшего казахского музыкального наследия.

        Современное состояние музыкальной культуры и музыкального дела в Казахстане, достаточно резкие расхождения между потребностью общества и обучением музыкантов–исполнителей традиционной музыки, ориентированного на разные типы рабочих мест, разные типы деятельности вызывают необходимость введения в государственные образовательные стандарты новых дисциплин, а возможно и новых специальностей.


1. Газета «Казахстанская правда» 1996г. от 7 августа

2. Мухамбетова А., Бегалинова Г. Казахский музыкальный язык как государственная проблема// В кн.: Аманов Б.Ж., Мухамбетова А.И. Казахская традиционная музыка и XX век.Алматы, 2002.

3. Альпеисова Г. Теоретические и практические аспекты этносольфеджио в Казахстане. Автореф. дис. на соиск… канд. иск. Алматы, 2003. с.3.

   
    copyright by musiqi dunyasi 2000-2005 ©

 


Next Page