МУСИГИШЦНАСЛЫГЫН АКТУАЛ ПРОБЛЕМЛЯРИ
РОМАНТИЗМ : ИСТОКИ И ГОРИЗОНТЫ
Виктория Манова, Петр Яковлев
АЛЕМДАР КАРАМАНОВ. ОТ БИБЛЕЙСКИХ ТЕК- СТОВ К СИМФОНИЯМ - «ВИДЕНИЯМ»
Елена КЛОЧКОВА (Россия)
|
|
Я перенес возможности симфонизма
на религию, чтобы открыть мощь,
которой она переполнена.
А. Караманов
В ряду авторов, творчество которых так или иначе связано с религиозной тематикой, Алемдар Караманов занимает особое положение. Как отмечал Ю.Холопов, среди крупных русских композиторов он «был первым, повернувшим против авангарда на путь религиозной музыки» 1. Чрезвычайно важно, что его религиозное творчество сложилось не под влиянием подспудно назревавших новых тенденций и художественных исканий, но в процессе особой «вовлеченности» в единственную для него, всепоглощающую тему. Религиозное творчество Караманова – это уникальное явление с точки зрения абстрагирования от насущных проблем жизни, погружения в мир вневременных истин, осмысленных глубоко верующим человеком. «Именно в музыке проявилась моя вера» 2 - говорит Караманов. Творческий перелом, связанный с обретением веры, сказался на большинстве создаваемых впоследствии произведениях в разных жанрах: симфоническом, ораториальном, концертном.
В 1966 г. был создан первый религиозный макроцикл «Совершишася» по четырем Евангелия;, в 1974 г. – 15-ая и 16-ая симфонии под общим названием «In amorem at vivificantem» («И во любовь животворящую»), они существуют в дирекционе; в 1976-1980 гг. - второй макроцикл «Бысть» по Апокалипсису. В жанре католической церковной музыки Карамановым написаны в 1967 г. – «Stabat Mater», в 1971 г. – Реквием, в 1973 г. – Месса (существует в дирекционе). В жанре инструментального концерта - Третий фортепианный концерт «Ave Maria», 1968 г.
Симферополь явился для композитора неким личным, «карамановским», Афоном, куда он вернулся из Москвы в 1965 г., после окончания консерватории, и где у него началась своеобразная «монашеская жизнь в миру». Постижение Бога происходило у Караманова как путем глубокого изучения религиозных текстов, так и через собственный мистический опыт.
Первое вполне понятно, и композитор говорит о том, что религия и религиозные писания стали программой всего его творчества: «Я все больше углублялся в этот мир, постоянно в нем пребывая, читая, расширяя свои познания. Это было время упорных размышлений, изучения документов различных периодов всей истории христианства» 3.
Второе - собственный мистический опыт – процесс, во многом полный неясностей; он абсолютно индивидуален. Караманов часто говорил, что Бог ему что-то сказал, показал, иногда во сне, иногда как бы наяву. Многое из того, что, по признанию композитора, сказал ему Бог, он записывал словами и звуками. Вот один рассказ композитора о своем видении: «Однажды Пресвятая Богородица взяла меня на руки как младенца и показала мне космос – вселенную. Я увидел бесконечность. Сейчас я думаю о том, как же можно видеть бесконечность? Когда видение отошло, я не мог вспомнить это ощущение бесконечности, которое так явно чувствовал».
Алемдар Караманов, говоря о своем творчестве, часто подчеркивал, что некоторый музыкальный материал был послан ему как откровение. Например, по поводу симфонического цикла «Совершишася» композитор говорил, что он «действительно получил откровение с небес и очень тщательно, осторожно, бережно обращался с этим материалом». Караманов полностью доверился своему особенному ощущению, оставляя для себя как композитора только работу по «переводу» пришедших к нему откровений в звуки. Одним из таких чудесных проявлений преобладания в писании музыки интуитивного, бессознательного начала является создание «Stabat Mater». Композитор рассказывал: «Это произведение сочинено одним духом – оно было создано всего за несколько часов за фортепиано. Даже без знания того, что это будет «Stabat Mater», но со знанием, что это будет религиозное произведение. Потом я захотел подставить к ней тексты православных богослужений. Но затем мне посоветовали обратиться к текстам католической «Stabat Mater». Сначала я пришел в недоумение, но потом с огромным удивлением обнаружил, что эти тексты полностью, идеально ложатся на мою музыку, мне не пришлось изменять ни одной ноты».
Вера и мистический опыт композитора меняли для него саму концепцию музыкального произведения, что проявлялось, в частности, в создании огромных симфонических макроциклов, которые писались на протяжении долгого времени. «Обретение» грандиозной темы потребовало не только грандиозных масштабов воплощения, но и наполнения музыки особым содержанием, которое постигалось композитором в мистическом опыте. Общая длительность звучания и того и другого цикла (по отдельности) составляет – 160 минут (!). Создание этих циклов являлось для композитора процессом длительного, неисчерпаемого, беспрерывного высказывания и продолжалось не один год.
1.Холопов Ю. Аутсайдер советской музыки: Алемдар Караманов // Музыка из бывшего СССР. Вып., 1. М., 1994. С. 124.
2.Из бесед композитора с автором этих строк, проходивших в Симферополе в ноябре 1999 г., в мае и ноябре 2001 г., в ноябре 2003 г. Далее по тексту выделены жирным курсивом и не оговариваются.
3. В разговорах с композитором поражало его совершенное знание Библии (почти наизусть) – Е. К.
Материалларла бцтювлцкдя таныш олмаг цчцн ъурналын «Harmony» сайтына мцражият едя билярсиниз.
С полной версией статьи вы можете ознакомиться в электронном журнале "Harmony".
|