В художественной жизни 60-80-х годов молодежные выставки стали одним из главных моментов притяжения зрительского интереса. Не раз вокруг них поднималась целая буря страстей. Эти выставки увлекали и вызывали негодование. Порой они казались открытием новых путей в искусстве, а многим они виделись чуть не концом искусства. В середине пятидесятых начались поиски новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства, поиски динамичности, лаконизма, простоты фабулы, обобщенности при яркой эмоциональности и остроте самого характерного.
На рубеже 50-х - 60-х годов гражданские мотивы преобладали также в литературе и театре. Круг тем значительно расширился, их воплощение стало и смелее, и намного содержательнее, чем в прошлые годы. Такой образно - интонационный строй в конце 50-х и на протяжении 60-х годов преобладал в романах и повестях Ч.Айтматова, Д.Гранина, П.Нилина, И.Эренбурга; в поэзии Б.Ахмадулиной, А.Вознесенского, В.Высоцкого, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы, Р.Рождественского, А.Твардовского; в драматургии А.Вампилова, И.Дворецкого, М.Рощина; в кинематографе Т.Абуладзе, Г.Данелия, О.Иоселиани, Э.Климова, Г.Панфилова, Э.Рязанова; в театральных концепциях молодого «Современника» и вслед за ним театра на Таганке, некоторых работ Г.Товстоногова, В.Плучека и так далее.
Произведения этих писателей и режиссеров весьма разнородны. Разнились люди и положения, на тысячи единственных тропинок разбегались дороги сюжета, но когда вспоминаешь повести, стихи, драмы, спектакли, фильмы 50-60-х гг., то кажется, что у них общее действие, знакомые друг другу персонажи, единое жизненное окружение. Миру всех этих произведений более всего свойственны ситуации и детали повседневного. Люди просыпаются, работают, любят, спорят, словом, живут в обстановке полной забот; стремление к доброму, честному делу тут преобладает надо всем, но за него нужно бороться каждый день и каждый миг. Это трудные и жесткие будни. И небосвод над такой повседневностью редко сияет звонкой голубизной и радужными солнечными красками - куда чаще он приглушен, сероват, иногда и вовсе незаметен и не ощущаем: слишком плотно связаны мысли и чувства с чем-то более конкретным и непосредственно зримым.
Нужно отметить что, отдельные аспекты этого времени в живописи выражены явственнее и острее, чем в любых иных видах искусства. Но художникам надо было еще овладеть всеми возможностями и свойствами нового взгляда на жизнь.
В этот период художники разрабатывают новый, так называемый «суровый стиль». Имя первой стадии «сурового стиля» дал Александр Каменский. Группа, выступавшая под лозунгами «правды в искусстве» и «искренности в отображении действительности», была основана на открывшейся летом 1961 года выставке под уклончивым названием «Восемь» (Н.Андронов, Б.Биргер, В.Вейсберг, Н.Егоршина, М.Иванов, К.Мордовии, М.Никонов, П.Никонов). Период «сурового стиля» в его строгих хронологических границах был коротким: 1957-1962 годы. Эти пять лет составляют основное время стиля. Произведения, составляющие костяк «сурового стиля», были показаны на трех московских молодежных выставках Третьей, Четвертой, Пятой, на выставке произведений московских художников в 1960 году, на нескольких периферийных и республиканских экспозициях 1958-1963 годов, наконец, на известной выставке «30 лет МОСХ» 1962-1963 годы, которая явилась заключительным этапом в истории стиля и обозначила поворот к другим исканиям1.
Именно в это время выявилось стремление художественно воссоздать действительность без обычной в 40-50-е годы парадности, сглаживания всех трудностей, без поверхностной фиксации бесконфликтных малозначительных сюжетов, а также без иллюстративности, ставших почти нормой.
Также в этот период усилилось сближение искусств братских республик, о чем свидетельствовала Всесоюзная художественная выставка 1957 г., экспозиция которой была построена по республикам.
В ней приняли участие как художники старшего поколения, так и молодежь. Тогда впервые зрители познакомились с работами Г. Коржева, Т. Салахова, братьев А. и С. Ткачевых, Г. Иокубониса, И. Голицына и многих других. Появились новые журналы по искусству - «Творчество», «Декоративное искусство СССР», «Художник», и новое издательство - «Художник РСФСР» 2.
60-70-е годы - это время наиболее плодотворной творческой работы тех художников, которых сегодня относят к старшему поколению. Художники Н. Андронов, П. Никонов, Д. Жилинский, В. Иванов, П. Оссовский, В. Попков, Т. Салахов, М. Савицкий, братья А. и П. Смолины, А. Васнецов и другие в поисках «правды жизни» обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме, отвергнув всякую описательность. Композиция, как правило, лапидарна, рисунок лаконичен, цвет условен, не отвечает натурным соотношениям. Героическое начало в произведениях этого стиля рождается из правдивости в передаче суровых трудовых будней. Оно раскрывается не прямым действием героев, а самим эмоциональным строем картины, не описанием, а авторской позицией, высказанной в произведении. Все выше сказанные качества можно отнести к работам Н. Андронова - «Плотогоны» (1959-1961 г); П. Никонова - «Наши будни» (1960 г); В. Попкова - «Строители Братской ГЭС» (1961 г); бр. Смолиным - «Полярники» (1961 г); «Стачка» (1964 г); Т. Салахова - «Ремонтники» (1963 г). Для персонажей этих полотен вся окружающая их повседневность - своя, близкая, родственная. Этим они живут и дышат, поток таких дней проходит через их жизнь, и ее смысл, ее цель. В них как бы разлито высокое начало, чувство осознанной цели. Наверное, в этом и заключается ядро романтического аспекта «сурового стиля».
1.Кочетков И. Еще раз о «суровом стиле». Советская культура. 1970, № 3
2.Гене Л. Национальная традиция и современность. Творчество, 1960, № 2
Материалларла бцтювлцкдя таныш олмаг цчцн ъурналын чап вариантына мцражият едя билярсиниз.