Вступив в ХХI век, мы можем, наконец, подытожить и обобщить главные события, характер развития азербайджанского изобразительного искусства истекшего столетия, основные вехи и важнейшие имена, составившие его славу. Оно, это столетие представляет исключительную важность для истории нашей культуры, так как с установлением советской власти в Азербайджане резко оборвался многовековый процесс развития искусства в рамках средневековой мусульманской цивилизации. Изменения в структуре и характере общества, резкий перелом в области социальных отношений и политической ситуации, в сфере жизненного уклада народа, этических норм, и, что особенно важно, насаждение атеистических взглядов и освобождение женщины от прежних ограничений – все это влекло, как следствие, полное изменение картины художественной жизни, до тех пор следовавшей традиционной восточной системе функционирования институтов культуры, ее проявлений.
Изучение искусства Азербайджана в рамках средневековой мусульманской цивилизации главной и конченой целью нашего исследования.
Понять и проникнуть в эстетическую систему символов и условностей, которыми столь богата наша современная живопись, невозможно без учета тысячелетних богатых традиций азербайджанского средневекового искусства. Поэтому мы считаем необходимым посвятить наше исследование искусству Азербайджана эпохи Средневековья, без знания которого многие процессы и художественные течения в художественной жизни покажутся нам необъяснимыми.
Нам представляется, что целесообразнее было бы ограничиться обзором средневекового периода, а именно отрезка времени от зарождения мусульманского искусства в начале ХI века, изобразительного языка архитектуры, каллиграфии, декоративно-прикладного искусства и миниатюрной живописи до конца классического периода, когда в ХVII веке распадается система эстетических законов средневекового искусства. В нашу задачу отнюдь не входит краткое изложение истории мусульманского искусства, хотя мы и опираемся на факты, изложенные в трудах известных западных, российских и азербайджанских исследователей.
Уже в своем первом труде, созданном в начале 1980-х годов, хотя и опубликованном гораздо позднее, видный азербайджанский ученый, исследователь эстетики средневекового азербайджанского искусства Н.Мехти отмечает это: «Исследования по средневековой архитектуре стран Ближнего и Среднего Востока не должны удовлетворяться классификациями, определениями форм…».
Однако, Н.Мехти не ограничивается одной лишь критикой. Он также обозначает и будущие задачи, четко их формулирует: «Восточная эстетическая культура – далеко не пустая абстракция, очищенная от особенных и единичных уровней. Это сложная, многогранная система, подсистемами которой являются разные этнические культуры. В ней в разные периоды между этническими духовными мирами существовали довольно сложные и даже конфликтные отношения. Истоки всего этого во многом лежали вне эстетической сферы, скажем, в политической борьбе, в религиозных распрях шиитов и суннитов.
Языковое отличие, различие этнического прошлого также играли свою роль. Однако, взаимовлияний, взаимообогащений между духовностью разных этносов было неизмеримо больше. Это достаточно известный факт и в области фольклора, и в области искусства и философии. Отсюда вполне логический вывод. Восточная философско-эстетическая культура не может быть осмыслена вне учета искусства, этнических, философских воззрений средневекового Азербайджана, Турции, Персии, Узбекистана. Только так мы можем выявить ее типологию, с одной стороны, и этническую типологию разных национальных культур, существующих в ее рамках, с другой стороны. Исследование азербайджанской этнической культуры в контексте средневековой восточной философской мысли с этой точки зрения представляет особый интерес. Конечно, никто из исследователей азербайджанской литератур, архитектуры, каллиграфии, живописи и музыки не брал свой объект изолированно от искусства, философских и этнических воззрений мусульманского Востока. Однако, до сих пор нет специальной работы, исследующей как искусство средневекового Азербайджана, так и комплекс его взаимоотношений с философской мыслью мусульманского Востока через призму единой теоретической модели» (стр.3).
В самом исследовании Н.Мехти, а именно в цитируемом нами труде «Средневековая мусульманская культура: эстетика проявленного и философия сокрытого» используется именно этот плодотворный способ, где в равной мере привлекается и конкретный материал, и возникшие на этой базе обобщающие выводы: «Цель научного исследования – это выявление глубинных структур». Термин «глубинная структура» означает, что она не дана непосредственному восприятию, и ее обнаружение требует поиска, опирающегося на достаточно объемную информацию о разных сферах и даже типах культуры. Естественно, что такой поиск может вести только специалист. Добавим, что глубинные структуры в искусстве функционируют не только изнутри формы. В качестве элементов содержательной формы ими организуются самые глубинные пласты содержания. Поэтому поиск общего, типологического на уровне художественного содержания также должен быть направлен на выявление глубинных структур» (стр.5).
Это равновесие обеих составляющих и делает его труд одинаково интересным как с точки зрения истории искусства, так и эстетической мысли. Однако автор в равной мере опирается на широкий спектр явлений культуры: литературу, философию, эстетику, мистические учения, музыку, живопись. Таким образом, обозначенная им задача изучения эстетики мусульманского, и, в частности, азербайджанского изобразительного искусства эпохи Средневековья возлагается, как отдельная, самостоятельная задача на представителей науки искусствоведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Казиев А.Ю. Художественное оформление азербайджанской рукописной книги XIII-XVII веков. - М.: Книга, 1977. - 359 с.
2. Керимов К. Султан Мухаммед и его школа. - М.:Искусство,
1970. -103 с.
3. Керимов К. Азербайджанские миниатюры. - Баку: Ишыг, 1980.-202 с.
4. Мехти Н. Средневековая мусульманская культура: эстетика проявленного и философия сокрытого. - Баку.: Ганун,1996. - 192 с.
5. Шукуров Ш. Искусство средневекового Ирана(Формирование принципов изобразительности). - М.:Наука.1989. - 247 с.
6. Arnold T. Painting in Islam. -Oxford, 1928. II edition: Tokyo,1965. 202 p
7. Arnold T. Painting & the Art of the Book.The Origins. - SPA,v.V, pp. 1809-1822.
8. Gray B. Persian Painting.- Geneve: Skira, 1961. - 190 p.
9. Rice D.T. Islamic Art. - London, 1965. - 412 p.
10.Rice D.T. Islamic Painting. - Edinburg, 1971.- 319 p.
Материалларла бцтювлцкдя таныш олмаг цчцн ъурналын чап вариантына мцражият едя билярсиниз.