Азербайджанская музыка – уникальное явление, объединившее в себе особенности и восточной, и западной музыкальных культур, аккумулирующее традиции древности и последние веяния современной музыки. На пороге третьего тысячелетия перед азербайджанскими учеными стоит сложная задача исследования, анализа и подведения итогов всего прошедшего этапа развития музыкальной культуры Азербайджана.
Большим вкладом в развитие научной мысли, музыкальной культуры нашей страны явился фундаментальный научный труд известного ученого музыковеда Земфиры Сафаровой. Монография «Музыкальная наука Азербайджана (XIII-XX вв.)» явилась плодом многолетних (более двадцати лет) изысканий этого талантливого ученого. Великолепное владение обширнейшим материалом, эрудиция, пытливость ума, умение выявить в бесконечном океане событий, фактов, течений основное направление развития научной мысли на протяжении восьми веков определяют огромную ценность данного произведения для азербайджанской культуры.
Книга З.Сафаровой состоит из семи частей, в ней исследуются труды от Урмави до Узеира Гаджибекова. Первая часть «Сафиаддин Урмави» была опубликована в 1995 г. в виде книги. Она представляет собой фундаментальное исследование музыкально – теоретического и эстетического наследия великого ученого, музыканта Сафиаддина Урмави. Это исследование заполнило ту нишу в современном музыкознании, которая до сегодняшнего дня оставалась пустой.
В первой главе книги дается описание общественно- политической и культурной жизни рассматриваемой эпохи , на фоне которой исследуется жизненный путь Сафиаддина Урмави. Автор на основе сравнительного анализа определяет дату рождения - 1217г (613 г хиджры), а также место рождения - город Урмия в Южном Азербайджане - Сафиаддина Урмави.
Сафиаддин Урмави был выдающимся ученым-энциклопедистом. В книге З. Сафаровой говорится о его роли в создании “системной школы”. Он был композитором, благодаря созданной им системе абджад которая заключается в том, что каждому тону музыкальной гаммы соответствует буква арабского алфавита, он запечатлел свои мелодии. Урмави был поэтом, каллиграфом. Будучи виртуозным исполнителем на уде, Сафиаддин усовершенствовал и обогатил этот инструмент. Он также был создателем таких музыкальных инструментов, как “Нузхе”, похожий на канон и “Мугни” дугообразный уд. Музыкальный инструмент “Нузхе” был восстановлен руководителем аисамбля “Старинных музыкальных инструментов” Меджнуном Керимовым по рисунку и размерам , предоставленными Земфирой ханум , и на нем была озвучена мелодия Урмави.
Как было отмечено выше Земфирой Сафаровой были исследованы многочисленный труды, посвященные С.Урмави. Она приводит высказывания этих авторов об Урмави. Так крупнейший английский ученый и композитор Чарльз Пари оценивал таблицу Урмави как наиболее совершенную по сравнению с другими составленными до него.Другой известный английский ученый Генри Джордж Фармер сравнивал Сафиаддина со сверкающей звездой на средневековом небосклоне, и назвал его основателем “Системной школы”. По его мнению все последующие арабские, персидские и тюркские ученые были последователями его теории. Зефира Сафарова приводит имена этих ученых : Али ибн Мухаммед Джорджами (Х1У - ХУ) , Абдулгадир Марагаи (Х!У-ХУ), Гутбаддин Ширази (ХУ), Абдурахман Джами(ХУ), Фатуллах Ширвани (ХУ), Дервиш Али (ХУ11), Мирза бек(ХУ11), Мир Мохсун Навваб(Х1Х), а так же Узеир Гаджибейли., которому принадлежат первые опубликованные строки об Урмави, а также инициатива получения фотокопии трактата “Китаб аль - адвар” из стамбульской библиотеки Нури-Османийе. Тем самым в книге подчеркивается тот факт, что современная азербайджанская музыкальная культура явилась преемницей многовековой богатейшей культуры средневекового Востока.
Особенно ценным является то, что Земфирой Сафаровой были переведены и исследованы два трактата Сафиаддина Урмави “Китаб аль адвар” и “Шарафийе” . В книге дается подробный анализ всех глав трактатов. Автор исследует мелодические и ритмические структуры макамов, дает схематическое изображение мелодических и ритмических кругов, а также интервального строения. Земфира Сафарова впервые раскрывает семь таблиц, включающие в себя 84 круга звукорядов. В книге раскрывается понятие звука, его свойства, понятие интервала. Говорится о том, что Урмави в семнадцатиступенном звукоряде, представляющим собой основу его системы, объединил и сочетал особенности системы Пифагора и натуральныхсистем, выявил их диатоническую сущность. Урмави пишет о 12 Макарах и 6 авазе в рамках диатонической гаммы. Как известно Урмави был прекрасным исполнителем на уде, и именно уд лежал в основе его теоретических изысканий. В книге З.Сафаровой дается описание этого музыкального инструмента , его звукоряд, правила игры на нем. Автор справедливо пишет, что средневековые ученые расценивали систему Урмави, как победу музыкалиной науки и популярность и актуальность трактатов Сафиаддина Урмави сохранилась вплоть до наших дней. Зефира Сафарова пишет, что Научное наследие Сафиаддина Урмави _ это значительная эпоха в развитии музыкальной теории истории и культуры не только Азербайджана, но и всего Среднего и Ближнего Востока
Большой интерес представляет исследование метроритмической системы. Этой проблеме уделялось большое место и в трудах предшественников Урмави и Марагаи – Аль Кинди, Фараби, Ибн Сины. З.Сафарова, анализируя построение каждого ритма, приводит схематическое изображение всех ритмических кругов, а также дает им расшифровку, тем самым показывая, какие изменения претерпела наука о ритме в трудах рассматриваемых ученых. Так. Впервые у Урмави появляется ритм «Чахар зарб» - один из сложных ритмов, который, по словам самого Урмави, создал азербайджанский музыкант, исполнитель на рубабе Мамедшах.
Вторая и третья главы книги посвящены исследованию творческого и научного наследия другого выдающегося азербайджанского ученого xэv – xv веков Абдулкадира Марагаи , причем это исследование, как и предыдущее, автор проводит на фоне широкого культурологического анализа эпохи, в которой жил и творил Марагаи. З.Сафарова в своей монографии блестящее прослеживает новые тенденции, изменения, которые проявились в творчестве Марагаи. И в то же время Абдулкадир Марагаи рассматривается ею именно как продолжатель идей, учения Сафиаддина Урмави. Абдулкадир Маравши родился в 1353 году в городе Марага, отсюда и его псевдоним. З. Сафарова отмечает, что как и Сафиаддин Урмави, Абдулкадыр Марагаи был крупнейшим композитором,теоретиком музыки, поэтом, обладателем прекрасного голоса, исполнителем на различных музыкальных инструментах, а также каллиграфом. Следует отметить тот факт, что в средние века в странах Ближнего и Среднего Востока большое внимание уделялось образованию. В таких культурных центрах, как Тебриз, Багдад, Марага, Самарканд, Герат , в которых жил и творил Марагаи, было большое количество медресе, библиотек, в которых ученики могли получать не только религиозное, но и светское образование.
З.Сафарова, говоря о роли Марагаи для культуры Востока, отмечает, что он подытожил традиции сложившиеся до него, и в тоже время, привнес много нового в музыкальную науку. В первую очередь новым словом в науке явилась теория о 24 шобэ. Он также в своих трактатах впервые дал название и охарактеризовал музыкальные формы и жанры того времени. Он изобрел новые ритмы, обогатив тем самым ритмическую систему, также изобрел и усовершенствовал музыкальные инструменты. Но самым совершенным инструментом по мнению Марагаи является человеческий голос. В трудах Марагаи, как отмечает автор, встречаются разделы , посвященные инструментам и музыкальным жанрам, написанные ученым на основании сведений об ашугском искусстве. Большое место в трактатах уделяется вопросам о сущности музыки, о ее отличии от других видов искусства, о роли исполнителя - ханенде, правилах поведения певьцов на меджлисах и т.д.
Одним из достоинств работы Земфиры ханум является и то, что она впервые в своей книге приводит расшифровку и анализ музыкальных сочинений с текстом Абдулкадира Марагаи. Здесь также дается список произведений Марагаи. Зефира Сафарова пишет, что научное наследие Марагаи, его трактаты являются вершиной средневековой музыкальной науки, музыкальные же произведения композитора, будучи самыми древними образцами, входят в состав классических произведений музыкальной культуры Ближнего и Среднего Востока. Автор приводит слова Генри Джордж Фармера , который назвал Абдулкадыра Марагаи последним классиком средневековой музыкальной науки.
Следует отметить, что в исследовании З.Сафаровой перед читателем возникают образы корифеев науки средневекового Востока, как представителей эпохи мусульманского Ренессанса с их универсальностью, многогранностью. Как известно и Сафиаддин Урмави, и Абдулкадир Марагаи были не только учеными, но и прекрасными исполнителями на различных музыкальных инструментах, композиторами, каллиграфами, поэтами. Естественно, труды, впрочем, как и сами личности этих ученых, не могли не повлиять на развитие музыкальной культуры и , в частности, ныуки последующих эпох.
Обзор развития научной мысли от Марагаи до Навваба, данный в монографии, подтверждает вышесказанное. И в этой связи З.Сафарова особое место в своей монографии отводит замечательному азербайджанскому ученому- энциклопедисту xэx века Мир Мохсун Наввабу, его музыкально – теоретическому наследию. Значительный интерес представляет его трактат по музыке “Вюзухул эргам”, написанный на азербайджанском языке. З. Сафарова отмечает, что это был единственный трактат об азербайджанской музыке в конце Х1Х века написанный на азербайджанском языке. Большое внимание в своем трактате Навваб уделяет вопросам акустики.
Теоретическая часть трактата посвящена мугамам, их частям - шобе, аваз, гюше и трактованную цифр. Особо ценным в трактате “Вюзухул эргам” , как отмечает З.Сафарова, является раздел о строении дэстгахов. Навваб приводит строение 6 дэстгяхов : Раст, Махур, Шахназ, Рэхави, Чаргях, Навва.
Автор показывает, что Навваб не смог своими научными трудами достичь той высоты, размаха и масштабности Урмави и Марагаи, однако его роль в развитии азербайджанской музыкальной науки значительна. Именно в его трактате впервые появляется термин «дастгях». Трактат Навваба больше носит характер практического учебного пособия. З.Сафарова отмечает, что проблемы, поднятые в трактате «Визухиль-эргам», очень значимы и интересны. Основная их цель, как он сам отмечал, способствовать повышению образованности людей и развитию музыкальной науки. Вопросы образования, безусловно, стояли во главе угла деятельности просветителей и ученых xэx столетия в Азербайджане. И Мир Мохсун Навваб не был исключением.
Последняя часть монографии З.Сафаровой посвящена научно- теоретическому и эстетическому наследию Узеира Гаджибейли. Великий азербайджанский композитор, являясь прямым наследником учений, идей своих предшественников, создал основы современной азербайджанской музыкальной науки, которые продолжают развиваться и по сей день. В монографии дается очень глубокое, интересное, всестороннее исследование научных, эстетических взглядов композитора, его понимания проблемы взаимовлияния и взаимосвязи восточной и западной музыки. Автор отмечает его большую роль в возникновении и развитии азербайджанской фольклористики.
Исследуя музыкально – теоретическое и эстетическое наследие Узеира Гаджибекова, З.Сафарова показывает, что он, опираясь на богатый опыт, наработанный научной мыслью прошлых лет, открыл окно в xx век и наметил пути дальнейшего развития музыкальной науки Азербайджана.
Большой ценностью монографии является то, что автор дает расшифровку и систематизацию терминов, употребляемых в рассматриваемых ею научных трудах. В конце книги дается словарь древних музыкальных терминов.
Несомненным достоинством З.Сафаровой является логика построения научного материала, способность выявить основные этапы развития научной мысли в музыкальной культуре Азербайджана, показать их взаимообусловленность. Автор в своем исследовании обращается к огромному историческому пласту , начиная с Х111 и заканчивая ХХ вв.благодаря чему дается масштабная и в то же время детальная характеристика развития музыкальной науки Азербайджана на протяжении 8 веков. Наряду с этим З. Сафаровой дается также анализ эпохи, общественной, культурной жизни рассматриваемых периодов. Таким образом книга представляет большой интерес с точки зрения культурологии.. Эта работа заставляет размышлять, являясь необычайно ценной не только для специалистов, но и для всех, кому интересны музыка, история нашей страны. Книга Зефиры ханум Сафаровой занимает достойное место в ряду научных изысканий по культурному наследию Азербайджана. Известный турецкий этномузыковед Сулейман Шенель сказал, что труд З.Сафаровой “большое приобретение не только для Азербайджана и тюркского мира, но и для всего мирового музыкознания”.