ÍÎÒÎÃÐÀÔÈÉÀ ÁÈÁËÈÎÃÐÀÔÈÉÀ ÄÈÑÊÎÃÐÀÔÈÉÀ
MUSIQI PEDAQOQIKASINA YENI YANAŞMA
Y.B. Əliyev
Search

ÍÎÒÎÃÐÀÔÈÉÀ ÁÈÁËÈÎÃÐÀÔÈÉÀ ÄÈÑÊÎÃÐÀÔÈÉÀ
«QARABAĞ XANƏNDƏLƏRI» LAYIHƏSI
Cəmilə HƏSƏNOVA
YENI DƏRS VƏSAITI
Fəttah XALIQZADƏ
ISTEDADLI SKRIPKAÇI ZƏHRA QULIYEVA
Aytac ELXAN QIZI
MUSIQI PEDAQOQIKASINA YENI YANAŞMA
Y.B. Əliyev

 


Reüenziruemoe posobie predstavləet soboy udavşuösə popıtku sistemno proanalizirovatğ takoe soüialğno-pedaqoqiçeskoe əvlenie kak muzıkalğnaə pedaqoqika.

       Vopros soverşenstvovaniə professionalğnoy podqotovki muzıkanta-ispolnitelə i muzıkanta-pedaqoqa priobrel v poslednie desətiletiə osobo ostrıy xarakter, no veduhie faktorı, sposobstvuöhie uspeşnosti uçebnıx rezulğtatov sredi kotorıx na pervom meste stoət posobiə dlə studentov i uçahixsə, razrabotanı daleko ne dostatoçno. Vot poçemu avtor, sozdavaə uçebnoe posobie po malorazrabotannoy probleme obespeçeniə orqanizaüionnıx i pedaqoqiçeskix usloviy obuçeniə v myzıkalğnom vuze, uce samim vıborom napravleniə temı vıstupaet v rusle sovremennıx poiskov soverşenstvovaniə professionalğnoy podqotovki muzıkanta-ispolnitelə i prepodavatelə.

       V rabote proslecivaetsə proüess muzıkalğno-ispolnitelğskoy podqotovki studentov i uçahixsə muzıkalğno-pedaqoqiçeskix zavedeniy s netradiüionnıx dlə obuçeniə v muzıkalğnom vuze didaktiçeskix poziüiy. Gto, kak pokazıvaet avtor, obuslovlivaet gffektivnostğ uçebno-ispolnitelğskix rezulğtatov.

       V optimistiçeskoy napravlennosti uçebnoqo posobiə, sozdannoqo T.Kenqerlinskoy, v kotorom ubeditelğno dokazıvaetsə vozmocnostğ oporı na uçebnoe posobie dlə suhestvennoy aktivizaüii proüessa muzıkalğnoqo obuçeniə, v vıdelenii iz vsey sovokupnosti voprosov i problem, naibolee cquçix i aktualğnıx dlə deətelğnosti muzıkalğno-uçebnıx zavedeniy vo vsem gtom nam viditsə aktualğnostğ sozdannoqo truda, eqo svəzğ s qosudarstvennımi proqrammami obuçeniə v muzıkalğno-pedaqoqiçeskix zavedeniəx.

        V professionalğnıx kruqax ponətie «muzıkalğnaə pedaqoqika» ispolğzuetsə povsemestno. Odnako eqo traktovka interpretiruetsə po-raznomu, v zavisimosti ot pristrastiy i ponimaniə termina uçenımi-muzıkantami. Thatelğno proanalizirovav imeöhuösə literaturu avtor posobiə vpervıe v nauçno-pedaqoqiçeskoy praktike privodit naibolee polnuö i ne ostavləöhuö voprosov traktovku gtoqo bazalğnoqo dlə muzıkalğnoy teorii i praktiki ponətiə, çto otraceno na straniüax 35-53.

       Vıəviv i predstaviv osnovnıe definiüii, svəzannıe s muzıkalğnoy pedaqoqikoy T.Kenqerlinskaə na gtoy osnove vıəvləet naibolee znaçimıe napravleniə teorii muzıkalğnoqo obuçeniə, razvitiə i obrazovaniə. Tak eö s dostatoçnoy polnotoy rassmotrenı takie çastno-didaktiçeskie ponətiə kak «Kateqorii muzıkalğnoy pedaqoqiki», «Suhnostğ muzıkalğnoy deətelğnosti», «Didaktika muzıkalğnoqo obrazovaniə», «Pedaqoqiçeskoe vzaimodeystvie v xode muzıkalğnoqo obuçeniə». Əvləəsğ po forme uçebnım posobiem rassmatrivaemaə publikaüiə v svoey metodoloqiçeskoy osnove v znaçitelğnoy stepeni vıxodit za ramki uçebnika. Avtoru udalosğ prosto i dostupno raskrıtğ qlubinnıe plastı pedaqoqiçeskoy nauki, neposredstvenno svəzannıe s priobheniem k muzıkalğno-ispolnitelğskomu iskusstvu, k muzıkalğnomu iskusstvu v üelom.

       Şiroko ispolğzuə opıt azerbaydcanskix pedaqoqov-muzıkantov, opiraəsğ na mnoqoletnie pedaqoqiçeskie tradiüii, imeöhiesə v Azerbaydcanskoy Respublike, avtor na gtoy osnove sozdaet nauçnuö konüepüiö muzıkalğnoqo vospitaniə i obrazovaniə v ravnoy stepeni aktualğnuö dlə löboy iz üivilizovannıx stran Evropı i Azii. Gto nesomnennaə udaça avtora, sumevşeqo rasşiritğ pedaqoqiçeskiy muzıkalğnıy opıt lokalğnoqo reqiona do obheçeloveçeskoqo; obheüivilizaüionnoqo urovnə.

       Vacno otmetitğ, çto avtor rassmatrivaet muzıkalğnuö pedaqoqiku v kontekste obhepedaqoqiçeskix vozzreniy. Na gto sleduet ukazatğ osobo, tak kak do posledneqo vremeni predstaviteli nauki, svəzannoy s muzıkalğnım obuçeniem osobo podçerkivali «samostğ» svoeqo napravleniə, otqoracivalisğ ot obhepedaqoqiçeskix tradiüiy. Naibolee ərkim predstavitelem podobnoqo otnoşeniə əvləlsə dlə bıvşeqo SSSR sozdatelğ proqrammı po muzıke dlə obheobrazovatelğnıx şkol kompozitor i pedaqoq D.B.Kabalevskiy. Tak, vo vstupitelğnoy statğe k svoey proqramme on pisal: «Ə ubecden v tom, çto popıtki sozdatğ novıe proqrammı, novıe metodiçeskie razrabotki, novıe posobiə po muzıke ne privodət k celaemım rezulğtatam precde vseqo potomu, çto opiraötsə gti popıtki na tradiüionnıe prinüipı i ne vıxodət iz kruqa pedaqoqiçeskix predstavleniy».(Sm. «Osnovnıe prinüipı i metodı proqrammı po muzıke» M.Prosvehenie, str.5).




   
    copyright by musiqi dunyasi 2000-2005 ©

 


Next Page