В азербайджанском драматическом театре в этот период главный режиссер Г.Атакишиев считал основной своей деятельностью приблизить многих драматургов к театру. Пьесы принимались к постановке, и этим заканчивалась его миссия, тогда как основной деятельностью главрежа должны быть поиски творческого тандема режиссер-драматург. Как считает театральная критика, именно с этой проблемой была связана неудача, постигшая спектакли на актуальные темы: «Гюнах» Рахмана Ализаде, «Кяргядан буйнузу» Максуда Ибрагимбекова и «Яйда гартопу оюну» Вагифа Самедоглу.
Пьеса Р.Ализаде «Гюнах» подняла темы сложности общественной жизни, равнодушия и безразличия людей к общественно-политическим вопросам, зловредности и интриг во взаимоотношениях людей. Драматург Р.Ализаде и режиссер Г.Атакишиев хорошо понимали актуальность моральных проблем, волнующих общество, но совместной продуктивной работы над пьесой не получилось. Образы пьесы были схематичные, отчего и сценическое их выражение ничем не отличалось от первоисточника. Режиссер не мог отойти от данных автором образов, сильно попахивающих примитивизмом. Музыку к спектаклю написал Фарадж Караев. Он не вдавался в подробности перипетий сюжета, а взял идею морального греха основой для симфонического полотна. Музыка композитора основана на теме добра в обобществленном значении и теме греховности, как поляризация – добро и зло земное. Сложные немногочисленные эпизоды, написанные и оркестрованные современным языком и с профессионализмом, отличались от примитивных бытовых конфликтов. Музыка, насыщенная симфоническим развитием и контрастом тем-образов, была не понята ни зрителями, ни постановщиком спектакля. Думается, что создатели спектакля – драматург, режиссер, художник и композитор должны быть, хотя бы приблизительно, на одном интеллектуальном уровне, обладать высоким профессионализмом в своей сфере, современно мыслить философско-эстетическими категориями. Только в этом случае спектаклю может сопутствовать успех!
В связи с 175-летием классика М.Ф.Ахундова, театр включил в репертуар его комедию «Ленкаран ханлыгынын везири». Эту комедию режиссер Г.Атакишиев поставил в жанре площадного театра. Введя в нее новый образ ведущего, он как бы объединял все события пьесы через небольшие комментарии ведущего. И в этой пьесе, как и в предыдущей пьесе – сказке «Мелик Мамед», режиссер воспользовался музыкой так же вольготно и без меры, обратившись к композитору Айдыну Азимову. От обилия музыкальных номеров, иногда не основанных на привычных слуху народных интонациях и мелодических оборотах, актеры совершенно терялись на сцене. Это исходило от неопытности молодых исполнителей-актеров, когда они танцевали или двигались под музыку. Они, актеры, совершенно выходили из образа и нарушали динамику и темпо-ритм спектакля, которые очень важны в театральном искусстве.
Основной задачей для режиссера было создать веселый, потешный и развлекательный спектакль. Но даже в басне всегда есть мораль! Сценография художника Назима Бейкишиева вполне отвечала жанру комедии. Но вот перебор музыки, и особенно стихи и куплеты песен, написанные Рахманом Ализаде, совершенно не вписывались в драматургическую канву М.Ф.Ахундова и поэтому звучали чужеродно. А танцы Али Ашари, поставленные слишком вертляво, актеры никак не могли ритмично станцевать. И вообще, безответным остался вопрос о необходимости таких танцев в этой пьесе.
Успех комедии М.Ф.Ахундова обеспечили своей мастерской игрой актеры Сиявуш Аслан, Яшар Нуриев, Наджиба Меликова и Франгиз Муталлибова. Они привнесли на сцену аромат Ахундовской комедии, сохраняя эстетические принципы его драматургии.
Поэт-драматург Наби Хазри представил театру новую трагедийную драму «Мэнсиз дюнйа». Ее поставил Мараим Фарзалибеков, пригласив в качестве художника Расима Бабаева и композитора Арифа Меликова. Эта пьеса имела заслуженный успех у зрителей. Пресса также удовлетворительно отозвалась о спектакле, подчеркнув серьезную работу режиссера-постановщика, актерского состава, лаконичную, но выразительную сценографию и лирическую глубину, национальный колорит и оркестровую насыщенность в звучании тем-образов.
К 70-летию Октября театр выбрал пьесу Арифа Сулейманова «Туфандан эввэль». В пьесе отражен тот период истории нашего народа, где социально-общественные потрясения выявляли цельные мужественные характеры героев из народа, мудрость, моральные устои и волю к свободе целого народа. Образы Ленина, Крупской, Азизбекова даны на втором плане, на фоне социальных конфликтов и психологической напряженности массовых сцен. Спектакль поставил режиссер ТЮЗа Азер Паша Нейматов, режиссером назначили Гасана Аблуча, а ассистентом режиссера Бахрама Османова. Сценографию спектакля режиссер А.Нейматов поручил Э.Мамедову, сотрудничавшему с ним в постановке многих спектаклей в других театрах, а музыку поручил написать Акшину Ализаде.
После сложных и полезных репетиций спектакль получился динамичный. Идея пьесы, выраженная через игру актеров, была отражена как в сценографии художника, так и в симфонических эпизодах композитора А.Ализаде, выраженных через конфликтные образы: светлый лиризм и народное ликование. Главные образы спектакля получили лейтмотивы, которые соответствовали их сценическому облику, поведению. Таким образом, партитура пронизана лейтмотивами, которые отражают контрастные образы. Они создают конфликт и симфонизируют оркестровую ткань, а также несут функцию объединения, формообразующую функцию.
|
После трех исторических пьес, театр приступил к постановке пьесы М.Ибрагимбекова «Кяргядан буйнузу», посвященной социальной напряженности и моральным проблемам современного общества. Пьесу поставил Г.Атакишиев, сценографию поручил художнице С.Хагвердиевой, а музыку – композитору Э.Сабитоглу. В конце декабря 1987 года спектакль состоялся. Общее впечатление от спектакля было изнуряющим. Поскольку режиссером не был определен темпо-ритм спектакля, то протяженность его составляла четыре часа. Это было тяжелым испытанием для зрительского восприятия. Тем более, что даже эстрадно-джазовая танцевальная музыка Э.Сабитоглу, не отражающая содержания спектакля, не помогла облегчить сценические длинноты.
Серьезные недостатки этой постановки сильно ударили по Г.Атакишиеву и занимаемой им должности главного режиссера. Среди перечисленных шести его постановок не было ни одной, которая бы соответствовала серьезным достижениям в области театральной формы и творческим победам в области актерской игры. Тогда как в Шекинском театре он делал успехи в постановках спектаклей. И если бы он продолжал работать там, то принес бы больше пользы как коллективу районного театра, так и театральной жизни республики в целом. Об этом говорят достижения, которых он добился впоследствии, работая режиссером молодежного театра.
Таким образом, эксперимент с главным режиссером на практике доказал, что полностью отказаться от рожденной и внедренной Т.Кязимовым школы эстетических показателей или идти против нее совершенно невыгодно, и это не дает здоровых всходов.