"Musiqi dünyası" № 4 (69) 2016
Article №5; 7709 - 7721 pр.
Марьям Юсифова. Фортепианные прелюдии Эльмиры Назировой
Text PDFЖанр фортепианной прелюдии имеет богатую музыкальную историю, уходящую своими корнями вглубь предыдущих столетий. Развитие прелюдии, как жанра, являет собой сложный и многосоставной процесс. Прелюдия в своем развитии прошла путь от импровизационного введения к основному произведению до жанра самостоятельной пьесы. Музыкальную автономию прелюдия завоевала уже в рамках фортепианной миниатюры.
Жанр фортепианной прелюдии занял свое достойное место и наиболее ярко расцвел в творчестве Ф.Шопена, К.Дебюсси, С.Рахманинова, А.Скрябина. Не обошла стороной фортепианную прелюдию и азербайджанская композиторская школа. Так в середине XX века создаются фортепианные прелюдии, принадлежащие перу Э.Назировой, К.Караева, Ф.Амирова, Т.Кулиева и др.
Необходимо отметить, что автором первых образцов жанра фортепианной прелюдии в Азербайджане явилась Эльмира Назирова. Именно с этим жанром связан один из знаковых эпизодов начала ее творческого пути – выступление в декабре 1944 года на Декаде музыки республик Закавказья в Тбилиси, где прозвучали пять ее фортепианных прелюдий. Шестнадцатилетняя Эльмира Назирова выступила тогда как автор и исполнитель своих прелюдий, продемонстрировав наличие яркого многогранного дарования. Выступление Назировой было удостоено высокой оценки выдающегося композитора Р.М.Глиэра, который писал: «Из самых молодых композиторов надо похвалить Э.Назирову, исполнившую в концерте несколько своих несложных, но очень музыкальных прелюдий». [Цит. по: 1]
С тех пор пять прелюдий Эльмиры Назировой являются одним из хрестоматийных образцов этого жанра. Эти выразительные миниатюры заняли свое достойное место в репертуаре молодых исполнителей, став одним из элементов учебной пианистической базы фортепианной исполнительской школы Азербайджана. «…прелюдии Эльмиры Назировой заняли прочное место в репертуаре азербайджанских пианистов, главным образом, в репертуаре учащихся школ и средних учебных заведений». [2, с.4]
Цикл прелюдий Э.Назировой открывает прелюдия f-moll, написанная в размере 3\4, в темпе Moderato, в форме свободно трактованного расширенного периода. Лиричная и утонченная Первая прелюдия по характеру и приёмам изложения близка к эстетике импрессионизма. Также в прелюдии проглядываются и баховские интонации, что закономерно, так как, будучи на момент сочинения цикла прелюдий ученицей 9-го класса специальной музыкальной школы при АГК, Эльмира Назирова разучивала и исполняла произведения Баха, сочинения композиторов – импрессионистов и другую фортепианную музыку. Это естественным образом оказало влияние на ее первый серьезный композиторский опыт.
Прелюдия f-moll – это своего рода музыкальный пейзаж, отличающийся тонкостью и изысканностью звуковых красок. Прелюдия начинается с переливов аккомпанемента в правой руке. Как рябь на воде, легко и невесомо звучат волнообразные фигурации разложенного побочного септакорда I7. На фоне уже создавшего настроение аккомпанемента вступает спокойная, повествовательная тема:
Тема звучит в басу, чем тембрально напоминает звучание виолончели. Мелодический рисунок темы широк по диапазону и лаконичен по содержанию. Основной тематический оборот можно назвать своего рода лейтмотивом, господствующим на протяжении всей прелюдии.
С десятого такта прелюдии начинается эпизод разработочного типа. Музыкальная ткань развивается прежде всего динамически, расширяясь в своем звучании от poco crescendo до forte, затем стихая на subito piano. Внезапная смена динамических оттенков с forte на piano предваряет, и, создавая эмоциональную напряженность, способствует наступлению кульминации:
В кульминационном эпизоде мелодия красочными аккордами врывается в партию правой руки и звучит на фоне триольного ритмичного аккомпанемента в басу. Кульминационный эффект автор усиливает accelerando e crescendo. Музыкальная мысль устремляется к своей кульминационной точке, и, сменяя ритмический рисунок с 3/4 на 4/4, достигает своей смысловой и динамической вершины на forte. Затем напряжение спадает, темп замедляется и вслед за постепенным diminuendo наступает реприза-кода:
В репризе звучит основная тема в Tempo I. Между мелодией и аккомпанементом в репризном эпизоде образовывается большая звуковая дистанция за счет звучащей на октаву выше партии правой руки. Этот простой прием создает эффект еще большей воздушности, невесомости и изысканности. Прелюдия завершается очень нежно, по-импрессионистски, затухая и иссякая на pianissimo.
Вторая прелюдия, резко контрастирующая с первой по характеру, фактуре и образной подаче музыкального материала, написана в тональности a-moll, в темпе Allegro non troppo, в размере 6/8. В прелюдии ясно прослеживается взаимодействие двух жанровых основ – этюдности и танцевальности. С этюдами вторую прелюдию роднит относительно быстрый темп, развитие музыкального материала на основе определенной технической формулы, а также однотипная фактура изложения. В то же время шестидольный размер, энергичный характер, яркое динамическое нарастание, терпкое staccato и ритмический рисунок аккомпанемента наделяют прелюдию чертами тарантеллы. Музыкальный размер 6/8 характерен также для азербайджанской танцевальной музыки.
Сплав двух жанровых направлений создает выпуклый музыкальный образ-настроение, проходящий красной нитью через всю прелюдию. Прелюдия написана на основе одной музыкальной темы, которая получает фактурно-регистровое и динамическое развитие, благодаря чему с каждым новым проведением музыкальный образ обновляется. Форму прелюдии можно трактовать как период из трёх предложений, где первое предложение выполняет экспозиционную функцию, второе – с развивающими свойствами середины, третье – с функцией репризы.
Экспозиционное предложение начинается на piano, затем, модулируя из a-moll в e-moll, продолжает свое звучание на чередовании mezzo forte и piano. К концу первого предложения «диалог» динамических оттенков заканчивается на mf. После первого предложения размер сменяется на 9\8 и звучит небольшой связующий элемент, который является предыктом ко второму предложению:
Во втором предложении тема прелюдии начинает свое динамическое развитие уже с mezzo forte. Аккомпанемент становится более весомым, звучноcть разрастается до forte. И вновь звучит связующий такт с размером 9\8, который своим аккордово-октавным изложением готовит слушателя к еще большему нарастанию звучности и фактурной мощи в третьем предложении:
Третье предложение совмещает в себе функции репризы и динамической кульминации. Патетично на fortissimo звонкими октавными аккордами звучит тема в верхнем регистре на фоне акцентированного плотного аккомпанемента:
Достигнув пика музыкального развития, тема, минуя предыкт с очередной сменой размера с 6\8 на 9\8, внезапно стихает на subito piano. Прелюдия завершается небольшой кодой, в которой лейтфраза темы деликатно растворяется в утонченных staccato стихающего арпеджированного пассажа:
Третья прелюдия по своему характеру близка ко второй. Она также демонстрирует слияние этюдности и танцевальности. Прелюдия написана в h-moll, в темпе Allegro moderato, в размере 2\4. По строению прелюдия представляет собой простую трехчастную форму. В экспозиции тема прелюдии излагается в форме квадратного периода. С самого начала прелюдии энергичная основная тема звучит уверенно и настойчиво на mf. Мелодия темы изложена шестнадцатыми нотами, чередующимися с терцовыми интервалами, которые придают музыкальной ткани своеобразную синкопированную пульсацию. Обилие секундовых интонаций придают основной теме прелюдии черты, характерные мелодике азербайджанской музыки. Мелодия звучит на фоне октавно-аккордового аккомпанемента, украшенного чередованием tenuto и staccato:
Первое предложение состоит из восьми тактов и звучит плавно, крупными фразами, артикулируемыми legato. Второе предложение повторяет музыкальный материал первого предложения, однако происходит смена нюансировки с mezzo forte на piano, legato уступает место staccato, что в свою очередь создает более грациозный и нежный характер исполнения.
В средней части прелюдии минор сменяется мажором (D-dur) и появляется новая тема, которая своей игривой остротой и «прыгучей» интонацией создает образно-эмоциональный контраст к основной теме:
Партии правой и левой руки в среднем разделе тесно переплетены друг с другом, тем самым создавая эффект единой музыкальной ткани без разделения на мелодию и аккомпанемент в его традиционном понимании. Синкопы после «незвучащих» шестнадцатых, стаккатированная партия левой руки формируют пунктирный ритм, который предает музыке изящную танцующую поступь. В фактурном почерке и ритмике среднего раздела прелюдии отчетливо ощущается влияние фортепианного стиля Шумана. После трехтактовой, модулирующей в h-moll, изложенной в арпеджированной одноголосной фактуре связки, наступает реприза.
В репризе первое предложение экспозиции повторяется в неизменном виде. Сжатое второе предложение в репризе выполняет также функцию заключения. Тема, обрываясь, замирает на fermata, затем на piano возобновляет звучание регистром выше и утонченно растворяется на pianissimo:
Следующая четвертая прелюдия получила наибольшую популярность в исполнительском и педагогическом репертуарах. Прелюдия написана в тональности es-moll, в темпе Andante cantabile, в размере 3/4. По своему строению прелюдия представляет собой простую трехчастную форму. Элегичная по характеру, именно эта прелюдия более остальных в цикле выявляет глубокую связь с народно-песенными интонациями азербайджанской музыки. Первая часть прелюдии представлена в виде квадратного периода, в котором первое и второе предложения совершенно идентичны. Нежная и меланхоличная мелодия темы звучит на фоне кантиленного, широкого, волнообразного аккомпанемента:
Средняя часть здесь, также, как и в предыдущей прелюдии, носит контрастный характер. Гомофонно-гармоническая фактура изложения меняется на аккордовую и октавную, темп становится более подвижным, взволнованным, стабильное piano уступает место волнообразной последовательности динамических оттенков: от mezzo piano к forte, затем от subito piano к forte:
Тональная неустойчивость середины прелюдии в купе с фактурными и динамическими изменениями создает мятущийся, встревоженный, бунтарский образ. Достигнув своей кульминационной точки тема середины обрывается и звучит трехтактовая связка, построенная на октавных восклицаниях и остинантном повторении соль бемоль. Замедление музыкального движения, доминантсептаккорд в конце связующего эпизода, а также знак fermata становятся непосредственными предвестниками репризы:
Реприза повторяет первую часть прелюдии практически в неизменном виде и растворяется на pianissimo в эфемерных звуках широко разложенного тонического трезвучия.
Заключительная пятая прелюдия – триумфальный финал всего цикла. Написана прелюдия в размере 3\4, а темп Allegro maestoso и тональность As-dur задают прелюдии возвышенный и торжественный тон. По строению прелюдия представляет собой простую трехчастную форму. От начала до конца прелюдии господствует единый тип фактурного изложения, построенный на элементах крупной техники – аккордах, октавах, скачках. В стихийно-волновом развитии музыкального материала, в гармоническом языке и насыщенной фактуре широкой, пронизанной чувством радостного томления, темы ощущается влияние фортепианной музыки Рахманинова. Экспозиционный эпизод прелюдии изложен в виде квадратного периода, состоящего из двух практически идентичных предложений:
С двадцатого такта прелюдии начинается эпизод разработочного типа. В его основе беспокойные восходящие секундовые интонации, которые в сочетании с динамическими взлетами от piano к forte, затем от subito piano к fortissimo, предвосхищают наступление кульминации:
В небольшом кульминационном построении размер сменяется на 2\4, а в основу ритмического рисунка музыкальной ткани ложатся триоли, фанфарно звучащие на marcato. На динамическом спаде от fortissimo к subito piano и постепенном замедлении кульминация уступает место репризно-заключительному эпизоду, в котором единожды проводится главная тема прелюдии в основной тональности, и, следом вступает кода:
Заключительный эпизод является кодой не только к прелюдии, но и ко всему циклу в целом. Если предыдущие прелюдии заканчивались на piano и pianissimo, рассеиваясь в тишине, то пятая прелюдия завершается триумфально, на fortissimo, поступью крупных аккордов, чем берет на себя функцию финала всего цикла.
Пять прелюдий Э.Назировой – это калейдоскоп музыкальных впечатлений юного композитора, которые были получены в процессе знакомства и исполнительского познания разнообразных направлений, жанров и образцов западноевропейской, русской, а также азербайджанской музыки. Необходимо отметить также, что фортепианные прелюдии являются первым ярким плодом взаимосвязи композиторского и исполнительского искусств в творчестве Эльмиры Назировой. Находясь в постоянном репертуаре начальных и средних музыкальных учебных заведений, прелюдии Назировой звучат как в концертных залах нашей страны, так и за рубежом.
Литература
1. Газета «Бакинский рабочий», 1944, 29 декабря.
2. Алиева С.С. Методические рекомендации к исполнению фортепианных произведений Эльмиры Назировой. Баку. 1985. 18с.
3. Сеидов Т. Творчество Эльмиры Назировой. // Ученые записки ВУЗов Министерства Высшего и Среднего Специального Образования Азербайджанской ССР. История и теория музыки. Серия XIII. 1977, №1. с. 67-82.
4. Сеидов Т. Развитие жанров азербайджанской фортепианной музыки. Баку: «Шур», 1992. 308 с.
5. Сеидов Т. Азербайджанская фортепианная культура XX века: педагогика, исполнительство и композиторское творчество. Баку: Азернешр, 2006, 272 с.
6. Способин И.В. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1984. 400 с.
7. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1979. 536 с.